Правила игры


В данном разделе изложены типовые варианты правил различных интеллектуальных игр. В каждом конкретном турнире, чемпионате, правила могут иметь отличия от типовых. Итак, основные интеллектуальные игры, это:

  1. Спортивный вариант игры "Что? Где? Когда?"
  2. Эти правила применяется в основном в тех случаях, когда в игре, в турнире участвует большое количество команд.
  3. Правила традиционной игры "Что? Где? Когда?"
  4. Эти правила применяются для встречи двух или трёх команд.
    Первые чемионаты района проводились только по традиционным правилам.
    По правилам традиционного ЧГК проводятся также кубковые встречи.
  5. Правила проведения игры "Брейн-ринг".
  6. В "Брейн-ринге" встречаются за столом одновременно две-три команды, но за счёт скоротечности схватки в течение одного игрового дня проводятся турниры по "Брейн-рингу", состоящие из ряда игр.
    Схема проведения турнира зависит от количества команд-участниц, при участии большого числа команд проведение "Брейн-ринга" утомительно и, поэтому, нецелесообразно. В этом случае следует проводить интеллектуальный Марафон либо игру по правилам спортивной версии ЧГК
  7. Правила проведения Интеллектуального Марафона
  8. Интеллектуальный Марафон - это изобретение нашего Клуба, игра, напоминающая "Брейн-ринг", но отличающаяся тем что число команд-участниц не ограничивается и схема проведения абсолютно не зависит от числа команд.
    Марафон имеет смысл проводить в том случае, если число команд - участниц не менее 6, оптимальное количество (как показывает практика), 9-11 команд. Игра очень динамичная, этим тоже отличается от всех остальных интеллектуальных игр.
  9. Правила проведения онлайн-игр
  10. Онлайн-игры, то есть игры через интернет, без сбора команд в одном помещении - это ещё почти неизведанный способ игры. Интересны онлайн-игры тем, что позволяют экономить на транспртных расходах, позволяют привлечь к играм команды из других районов, областей, стран и т.п.
    Правила онлайн-игр будут в дальнейшем видоизменяться, пока это пробный вариант



Правила проведения спортивной версии игры "Что? Где? Когда?


  1. В игре может принимать участие неограниченное число команд (количество команд ограничивается только вместительностью помещения)
  2. При определённых условиях игра может проводиться в двух или нескольких помещениях
  3. Состав команды от 3 до 6 человек. Команда должна иметь название и капитана.
  4. Перед игрой капитаны команд предоставляют ведущему игры заявки с обязательным указанием названия, капитана, фамилий и имён игроков.
  5. в случае неполного или неразборчивого заполнения заявки правилами могут быть предусмотрены штрафные санкции.
  6. Игра, как правило, состоит из 20 или 25 вопросов.
  7. Ведущий зачитывает вопрос, после команды "Время" команды могут приступать к обсуждению вопроса.
  8. На обсуждение командам дается одна минута. По ходу обсуждения вопроса ведущий вправе объявлять или не объявлять командам время оставшееся до конца обсуждения.
  9. Ответы записываются на специальных карточках с указанием названия команды, номера вопроса и одного варианта ответа.
  10. По окончании минуты команды имеют десять секунд для того чтобы записать ответ и принести карточку с ответом ведущему.
  11. Если у команды нет версии ответа, то сдаётся пустая карточка с названием команды и номером вопроса. За непредоставление карточки могут предусматриваться штрафные санкции.
  12. По окончании десятисекундного отсчёта карточки с ответами не принимаются.
  13. В случае, если на карточке два или несколько вариантов ответа, хотя бы один из которых неправильный, не указано название команды или номер вопроса, то ответ считается неверным.
  14. В остальных случаях правильность ответа определяется ведущим (ведущими)
  15. Ведущий может на своё усмотрение привлекать или не привлекать к определению правильности ответа незаинтересованных лиц, оставляя за собой исключительное право окончательного решения.
  16. В случае возникновения любых спорных моментов право на представление интересов команды имеет исключительно капитан. Если спор не затрагивает результаты, то он может быть перенесён за время игры. Иначе должен быть разрешён до окончания игры, т.к. после игры результаты не подлежат пересмотру. В любом случае претензия предъявляется ведущему, без привлечения других игроков и команд.
  17. Если в заявке команды не указан капитан, то команда не имеет право высказывать никакие претензии.
  18. За правильный ответ команда получает 30 баллов. Кроме того, на каждом вопросе дополнительные 30 баллов делятся на все ответившие команды. Суммарные баллы за вопрос могут округляться до целых баллов, десятков или "пятёрок".
    Правилами отдельной игры или турнира могут предусматриваться иные способы подсчёта результатов.
  19. В случае, если игра проводится на два или несколько залов, то за каждый правильный вопрос команды должны получать постоянное, заранее оговорённое число баллов.
    этом случае возможен пересчёт баллов по установленным правилам по окончании игры или её части.
      Результат команды может изменяться после игры только в случаях:
    • начисления штрафных очков;
    • обнаружения технической ошибки (незачёта ответа);
    • объединения результатов при синхронной игре.
  20. В случае, если турнир состоит из одной игры и в последней игре турнира последующий пересчёт результатов не допускается.
  21. Исключительное право в решении любых спорных моментов, возникающих в процессе игры, принадлежит ведущему. При этом ведущий вправе привлекать либо не привлекать для разрешения спорных моментов членов Клуба по своему усмотрению, оставляя право принятия окончательного решения за собой.
  22. Команда, не согласная с решением ведущего может в течение 72 часов с момента окончания игры подать письменную апелляцию в Совет Клуба. В разрешении ситуации Советом Клуба принимают участие только незаинтересованные члены Совета. Совет может привлечь к принятию решения незаинтересованных членов Клуба. Решение Совета никоим образом не отменяет и не изменяет результата игры.
  23. Победа в игре присуждается команде, набравшей наибольшее число баллов.
  24. При равенстве баллов - команде, правильно ответившей на большее число вопросов.
  25. При равенстве - команда, раньше набравшая итоговую сумму баллов
  26. Для распределения мест могут также применяться дополнительные вопросы или жребий

Правила игры "Что? Где? Когда?" (традиционнная игра)


  1. В игре принимает участие две команды
  2. Состав команды от 3 до 6 человек
  3. Перед игрой капитаны команд предоставляют ведущему игры заявки с обязательным указанием названия, капитана, фамилий и имён игроков и разыгрывают право первого ответа при помощи жребия.
  4. Игра состоит из 16 вопросов. Каждая команда по очереди выбирает номер вопроса, на который имеет право первого ответа. При правильном ответе команде засчитывается одно очко. При неверном ответе другая команда должна дать свой ответ немедленно.
  5. На обсуждение командам дается одна минута. Досрочный ответ принимается в первые десять секунд обсуждения. В случае неверного досрочного ответа, вторая команда не вправе использовать минуту для обсуждения.
  6. Сэкономленную минуту можно использовать только при ответе на "свой" вопрос.
  7. В случае ничейного результата после 16 вопросов игра дальше идет по правилам игры "Брейн-ринг" до первого правильного ответа. При невыявлении победителя после 5 дополнительных вопросов - победитель определяется с помощью жребия.
  8. Право ответа имеет капитан команды или любой игрок после представления капитаном. Выкрик с места или ответ хором не принимается, право ответа при этом может перейти к другой команде.
  9. Обсуждение вопроса начинается после того, как ведущий полностью озвучил вопрос и прекращается после слова "Время!".
  10. По ходу обсуждения вопроса ведущий вправе объявлять или не объявлять командам время оставшееся до конца обсуждения.
  11. Правильность ответа на вопрос определяет ведущий игры. Исключительное право в решении любых спорных моментов, возникающих в процессе игры, принадлежит ведущему. При этом ведущий вправе привлекать либо не привлекать для разрешения спорных моментов членов Клуба по своему усмотрению, оставляя право принятия окончательного решения за собой.
  12. Команда, не согласная с решением ведущего может в течение 72 часов с момента окончания игры подать письменную апелляцию в Совет Клуба. В разрешении ситуации Советом Клуба принимают участие только незаинтересованные члены Совета. Совет может привлечь к принятию решения незаинтересованных членов Клуба. Решение Совета никоим образом не отменяет и не изменяет результата игры.
  13. Победа в игре присуждается команде, правильно ответившей на большее число вопросов.
  14. Возможно проведение игры для трёх команд.
      В этом случае
    • число вопросов изменяется, т.к. оно должно быть кратно числу команд;
    • право на использование минуты обсуждения остаётся за одной командой
    • в случае неправильного ответа команды, право ответа переходит последовательно ко второй и, если потребуется, к третьей, без дополнительного времени.

Правила игры "Брейн-ринг"


  1. Турнир по "Брейн-рингу" проводится по схеме, устанавливаемой непосредственно перед его началом в зависимости от числа подавших заявки на участие команд.
  2. Турнир состоит из отдельных игр, количество и состав участников которых зависит от выбранной схемы.
  3. В одной отдельной игре принимают участие две или три команды.
  4. Две команды
    1. Игра между двумя командами состоит из трех вопросов.В случае ничейного результата задаётся дополнительный вопрос(вопросы).
    2. Количество максимально возможных дополнительных вопросов определяется правилами конкретного турнира
    3. Ведущий задаёт вопрос, подаёт сигнал "Время" и засекает время. На обсуждение и ответ командам даётся 60 секунд. Отвечает первой команда, которая первой изъявит желание отвечать*.
    4. В случае правильного ответа команда получает 1 очко. Иначе вторая команда должна дать ответ немедленно.
    5. Если очко не разыграно, то в следующем туре разыгрывается два очка. Если не разыграны два тура подряд, то в третьем туре разыгрывается три очка.
    6. В дополнительных вопросах в любом случае разыгрывается по 1 очку.
    7. В случае, если победитель определяется досрочно, то игра останавливается.
    8. Финальные игры турниров могут состоять из пяти вопросов. Если правилами финальной игры определено накопление неразыгранных очков, то в любом случае неразыгранные 3 очка обнуляются и в следующем туре разыгрывается 1 очко.
    9. При невозможности выявить победителя при установленном максимальном числе вопросов, если выявление победителя необходимо, то применяется жребий, либо обе команды могут считаться проигравшими.
  5. Три команды
    1. Игра между тремя командами состоит из числа вопросов, кратного трём.
      • из X вопросов, но не более Y
      • до X взятых вопросов, но не более Y
      • до X набранных очков, но не более Y вопросов
    2. Количество вопросов и количество максимально возможных дополнительных вопросов определяется правилами конкретного турнира
    3. Ведущий задаёт вопрос, подаёт сигнал "Время" и засекает время. На обсуждение и ответ командам даётся 60 секунд. Отвечает первой команда, которая первой изъявит желание отвечать*.
    4. В случае правильного ответа она получает 3 очка.
    5. При неправильном ответе оставшиеся 2 команды имеют 5 секунд для ответа.
    6. Команда, которая первой изъявит желание отвечать*, за правильный ответ получает 2 очка.
    7. В случае если и её ответ будет неправильным, третья команда имеет возможность немедленного ответа, оцениваемого в 1 очко.
    8. Если в течение отведённого времени ни одна из команд не изъявила желание отвечать*, они не получают очков и игра переходит к следующему вопросу.
    9. При невозможности выявить победителя при установленном максимальном числе вопросов, если выявление победителя необходимо, то применяется жребий, либо обе команды могут считаться проигравшими.
  6. При любой выбранной схеме проведения турнира по "Брейн-рингу", для выявления победителя проводится финальная игра.

    * "изъявить желание отвечать" - в зависимости от оснащения игры это может быть либо "зажечь лампу", либо поднять какую-то карточку и т.п. Конкретный способ определяется для каждой отдельной игры.

ПРАВИЛА проведения интеллектуального марафона.


  1. В игре может принимать участие неограниченное число команд, имеющих название и капитана.
  2. Состав команды 4-6 человек.
  3. Перед началом игры определяется порядковый номер каждой команды с помощью жребия.
  4. Игру начинают команды с порядковым номером 1,2,3.
  5. Ведущий задаёт вопрос, подаёт сигнал "Время" и засекает время. На обсуждение и ответ командам даётся 60 секунд. Отвечает первой команда, которая первой изъявит желание отвечать*. В случае правильного ответа ей присуждается 3 очка. При неправильном ответе оставшиеся 2 команды имеют 5 секунд для ответа. Команда, которая первой изъявит желание отвечать*, за правильный ответ получает 2 очка. В случае если и её ответ будет неправильным, третья команда имеет возможность немедленного ответа, оцениваемого в 1 очко.
  6. Если в течение отведённого времени ни одна из команд не изъявила желание отвечать*, они не получают очков и игра переходит к следующему вопросу.
  7. Команда (команды), не давшая ни одного правильного ответа в течение двух заданных вопросов подряд, уступает своё место следующей по очереди и переходит в конец очереди.
  8. Игра продолжается 2 тайма по 45 (60)минут.
  9. В случае, если на конец отведённого 90(120)-минутного времени две и более команды, претендующие на 1-3 места, имеют одинаковое количество очков, в расчёт принимается количество правильных ответов. Если равенство и по этому показателю, то команда, получившая по игогам предварительной жеребьёвки более поздний номер очереди, занимает место выше.

    * "изъявить желание отвечать" - в зависимости от оснащения игры это может быть либо "зажечь лампу", либо поднять какую-то карточку и т.п. Конкретный способ определяется для каждой отдельной игры.

ПРАВИЛА проведения онлайн-турниров.


  1. В игре может принимать участие неограниченное число команд, имеющих название и капитана.
  2. Состав команды 2-6 человек.
  3. Для участия в игре команда должна находиться у монитора компьютера с доступом к сети Интернет, в любой точке планеты.
  4. Игра проходит с помощью любого исполнения программы mail-агент, при технической возможности (использования мобильной версии "агента") наличие компьютера не является обязательным.
  5. Для участия в игре нужно создать почтовый ящик на mail.ru, либо использовать существующий.
  6. Капитан команды добавляет в список контактов ведущего игры, в назначенное время пересылает ведущему заявку (название команды, фамилии и имена игроков и капитана)
  7. Ведущий создаёт онлайн-конференцию и добавляет в неё заявившиеся команды (капитанов).
  8. Команда может находиться не за одним компьютером, а за двумя или несколькими, удалёнными друг от друга. В этом случае для обеспечения возможности обсуждения вопроса и командной игры, капитан окманды создаёт дополнительную онлайн-конференцию и добавляет в неё игроков своей команды. Ведущий в этом случае добавляет в конференцию для игры всех игроков команды.
  9. Вопросы задаются последовательно.
  10. Ведущий объявляет номер вопроса (в общей конференции), затем отправляет в конференцию текст вопроса.
  11. С момента объявления номера вопроса писать в общее окно конференции категорически запрещается всем, кроме ведущего!
    При нарушении этого правила ведущий удаляет провинившегося игрока (команду) из конференции без предупреждения. Команда считается дисквалифицированной на игру, набранные баллы обнуляются.
    Ведущий имеет право удалить игрока (команду) из конференции в случае, если во время вопросного раунда в окне появится сообщение "Игрок пишет сообщение...", не дожидаясь появления самого сообщения в окне.
  12. После появления в конференции текста вопроса команда имеет 30 секунд на прочтение текста вопроса
  13. После прочтения текста вопроса команда имеет 1 минуту на обсуждение. Обсуждение может вестись в собственной конференции, созданной капитаном команды.
  14. После окончания минуты обсуждения предоставляется 30 секунд для того чтобы набрать и отправить ведущему ответ.
  15. Время на прочтение текста вопроса, обсуждение и ответ предоставляется единым 120-секундным блоком. Об оставшемся времени ведущий может сообщать игрокам, либо не сообщать.
  16. Ответы даются ТОЛЬКО капитанами команд и ТОЛЬКО в окно личного сообщения ведущему.
  17. По истечения отведённого времени ведущий выдаёт в конференцию сообщение о том что вопросы больше не принимаются.
  18. После этого он выдаёт в конференцию правильный ответ. С этого момента до объявления номера следующего вопроса игрокам разрешается писать в окно конференции
  19. В любом случае писать в конференции ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ имеет право только ведущий
  20. Порядок подсчёта баллов, распределения мест, определения победителя и награждения определяется правилами каждого турнира.
  21. В случае ненадёжного соединения, при обрыве соединения команда должна предпринять все усилия для скорейшего возврата в игру, т.к. никаких компенсаций "сбоев связи" не предусматривается.

HTML Hit Counter